Условия обучения, предоставляемые МАОУ «Гимназия №2» г. Саратова детям с ограниченными возможностями здоровья
Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
МАОУ «Гимназия №2» г. Саратова предоставляет следующие условия обучения для детей с ОВЗ:
- Использование адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Реализация общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей;
- Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям лиц с ОВЗ предоставляются при работе с официальным сайтом гимназии и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих;
- Предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся с ОВЗ необходимую техническую помощь;
- Проведение комплексной диагностики особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов;
- Отслеживание динамики развития ребенка с ОВЗ, проведение коррекционных занятий;
- Консультирование педагогом-психологом, социальным педагогом родителей обучающихся с ОВЗ, а также оказание методической помощи педагогам гимназии;
- Обеспечение доступа в здания гимназии инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта «Доступная среда».
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Поддержку родителям оказывают специалисты Центральной и Территориальных Психолого-Медико-Педагогических Комиссий. Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Статус ОВЗ в школьном возрасте дает:
- право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
- право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
- по окончании 9 и 11 класса право на выбор сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена (упрощенная форма) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
- право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;
- право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.
При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевременно пройти ПМПК.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей-инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования с учетом их психофизических особенностей, согласно Конституции РФ (ст. 43), Конвенции о правах инвалидов, Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273- от 29.12.2012), нормам СанПиН. Для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в гимназии доступны формы получения образования:
- обучение совместно с другими обучающимися;
- индивидуальное обучение на дому.
А также в гимназии созданы специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
- использование специальных образовательных программ, методов обучения;
- использование специальных технических средств;
- предоставление услуг тьютора;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания гимназии;
- использование дистанционных образовательных технологий;
- предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
1.Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
При наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
При наличии в гимназии инвалидов и лиц с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС. Учебные кабинеты гимназии оборудованы специальными регулируемыми столами для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Кабинет химии оборудован механическим подъемником. Практические занятия проводятся в учебных кабинетах, оборудованных специальными регулируемыми столами для детей - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Для проведения практических занятий в гимназии функционируют кабинеты, залы, мастерские, в которых ведущая роль отводится практическим работам, экскурсиям, тренировочным занятиям. Для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями организован свободный доступ к местам занятий.
2. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В здания гимназии обеспечен доступ детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Входы в здания оборудованы пандусами. При необходимости для обеспечения доступа в здание учреждения детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями будет предоставлено сопровождающее лицо. Имеются тактильные таблички с шрифтом Брайля с наименованием помещений здания, перекатной и телескопический пандусы.
3. Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В гимназии функционирует столовая. Обеденный зал в столовой на 446 посадочных мест с 2-х разовой посадкой. Пищеблок гимназии осуществляет деятельность в полном объёме 6 дней в неделю – с понедельника по субботу включительно. Для обучающихся предусматривается организация горячего питания по меню, согласованному с Роспотребнадзором.
Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. Столовая расположена на 1 этаже. Ширина дверного прохода обеспечивает движение кресла-коляски совместно с обучающимися. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.
4. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
В гимназии возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом гимназии и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
В гимназии создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база гимназии оснащена электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет, функционирует официальный сайт гимназии. Все компьютеры школы соединены в локальную сеть через сервер гимназии. В образовательном учреждении внедрен и функционирует электронный дневник и журнал. Сайт гимназии оснащен версией для слабовидящих.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в компьютерном классе на 1 этаже.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть Интернет действует система контент-фильтрации. Для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями имеются следующие технические средства обучения и воспитания: компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, документ-камеры, веб-камеры, гарнитура, колонки акустические и т.п.).
5. Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Здание гимназии оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в гимназии функционируют два лицензированных медицинских кабинета.
Медицинское обслуживание осуществляет – ГУЗ «Межрайонная детская поликлиника».
В гимназии организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Функционируют кабинет педагога-психолога и кабинет логопеда. В кабинеты организован свободный доступ детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.